О налогах и налоговом бремени
Статья, опубликованная в журнале «Кабель – news», № 9, 2006г.
"Методика определения налогового бремени"
Для защиты своих интересов граждане объединяются и создают свои государства, разрабатывают и утверждают конституцию. Выбирают Главу Государства, который приносит присягу и клянется "уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу"(ст.82 конституции РФ). Для осуществления своих полномочий Глава государства назначает правительство и определяет внутреннюю и внешнюю политику. Правительство разрабатывает проекты законов, утверждает их и в соответствии с ними организует хозяйственную деятельность государства. Устанавливает какие налоги должны платить граждане и хозяйствующие субъекты, т.е. определяет налоговое бремя. Правильный выбор налогового бремени определяет успех или неудачу экономической политики правительства, процветание или ухудшение экономического положения граждан.
В данной статье приводится расчет налогового бремени для производственных предприятий, создающих внутреннй валовый продукт (ВВП), обеспечивающих рабочими местами граждан и в соответствии с законами, уплачивающих налоги, т.е. хозяйствующих субъектов, являющихся "кормильцами" общества.
Термины и определения.
Хозяйствующий субъект (ХС) - предприятие, предприниматель, зарегистрированн
Хозяйственная деятельность (ХД) - деятельность ХС на достижение прибыли и целей в соответствии с его уставом,
Налоговый период (НП) - календарный период времени (месяц или квартал), за который ХС должен представить отчет и заплатить налоги,
Объем реализации (ОР) - финансовые средства, полученные ХС в налоговом периоде от результатов хозяйственной деятельности,
Себестоимость (СС) - финансовые средства, потраченные ХС в налоговом периоде на обеспечение ХД,
Общий доход (ОД) - прибыль, полученная от хозяйственной деятельности ХС до уплаты налогов,
Налоги (Н) - обязательные платежи, которые должен заплатить ХС от результатов хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательство
Чистый доход (ЧД) - чистая прибыль, полученная от результатов хозяйственной деятельности ХС после уплаты налогов.
Налоговое бремя (НБ)- доля суммарных платежей, уплачиваемых хозяйствующим субъектом (ХС) в виде налогов от хозяйственной деятельности, в общем доходе, полученном ХС от хозяйственной деятельности в том же НП,
Пени и штрафы (Ш) - сопутствующие налогам платежи, которые платит ХС за нарушение положений и требований ДЗ.
Рентабельность производства (РП) - относительный показатель, характеризующий прибыльность ХС, равный отношению чистой прибыли (чистого дохода) к общим затратам хозяйственной деятельности.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - налог, уплачиваемый ХС, ставка которого имеет два значения: 1-ая, равная 18% от ОР - для тех, кто реализует свою продукцию на территории РФ, 2-ая, равная 0% - для тех, кто вывозит свою продукцию с территории РФ.
Пример. А) Расчет налогового бремени для небольшого машиностроительн
№ |
Исходные данные |
Сумма, тыс.руб. |
1 |
Стоимость имущества, без НДС |
5000,0 |
2 |
Объем реализации в месяц, без НДС |
8000,0 |
Затраты предприятия (в месяц): |
||
3 |
Материалы основные и вспомогательные, без НДС |
5000,0 |
4 |
Услуги других организаций, без НДС |
150,0 |
5 |
Расходы на заработную плату (з/п) |
200,0 |
Налоги: |
||
6 |
Отчисления на з/п, или ЕСН(единый социальный налог,равный примерно 34 % от начисленной з/п) |
68,0 |
7 |
Отчисление на социальное страхование от несчастных случа |
8,0 |
8 |
Налог на имущество, 2,2% :12=0,18% от 5000т.р. |
9,0 |
9 |
Налог на добавленную стоимость (НДС), 18% от 8000т.р . |
1440,0 |
Итого затрат, или полная себестоимость: |
6875,0 |
|
10 |
Прибыль: 8000,0 - 6875,0 = |
1125,0 |
11 |
Налог на прибыль: 24% от 1125,0 = |
270,0 |
12 |
Чистая прибыль: 1125,0 - 270,0 = |
855,0 |
Рентабельность производства: 855,0: 6875,0х100 = 12,4%
Рассчитаем итоговую сумму налогов и их долю в общем налоговом бремени:
Наименование налога |
Сумма, Тыс.руб. |
Доля (%) |
Подоходный, или НДФЛ, равный 13% от 200т.р., для упрощения расчетов – без учета МРОТ |
26,0 |
1,42 |
Единый социальный налог (34%) |
68,0 |
3,72 |
Социальное страхование от несч. случаев (4%) |
8,0 |
0,44 |
Налог на имущество (0,18%) |
9,0 |
0,5 |
Налог на добавленную стоимость (НДС),(18 %) |
1440,0 |
78,7 |
Налог на прибыль, 24% |
270,0 |
14,8 |
Итого налогов: |
1829,0 |
100% |
Сумма на потребление (заработная плата, за вычетом подоходного налога, и чистая прибыль) составит: (200,0-26,0) + 855,0 = 1029,0 т.р.
Общая сумма полученного предприятием дохода (общий доход) составит:
Распределение дохода:
Распределение дохода: |
Сумма, тыс.руб. |
Доля (%) |
а) на потребление: |
1029,0 |
36,0 |
б)на уплату налогов, или налоговое бремя: |
1829,0 |
64,0 |
Итого: |
2858,0 |
100 |
Б) Рассчитае
Для такого предприятия затраты, или полная себестоимость будут меньше на сумму налога на добавленную стоимость:
№ |
Наименование параметра |
Сумма тыс.руб. |
1 |
Затраты, или полная себестоимость: 6875,0 - 1440,0 = |
5435,0 |
2 |
Прибыль: 8000 т.р. - 5435,0 т.р.= |
2565,0 |
3 |
Налог на прибыль: 24% от 2565,0 т.р. = |
615,6 |
4 |
Чистая прибыль: 2565 - 615,6 = |
1949,4 |
Рентабельност
Рассчитаем итоговую сумму налогов и их долю в общем налоговом бремени:
Наименование налога |
Сумма, Тыс.руб. |
Доля (%) |
Подоходный, или НДФЛ, равный 13% от 200т.р., для упрощения расчетов – без учета МРОТ |
26,0 |
3,6 |
Единый социальный налог (34%) |
68,0 |
9,4 |
Социальное страхование от несч. случаев (4%) |
8,0 |
1,1 |
Налог на имущество (0,18%) |
9,0 |
1,2 |
Налог на добавленную стоимость (НДС),(18 %) |
0 |
0 |
Налог на прибыль, 24% |
615,6 |
84,7 |
Итого налогов: |
726,6 |
100% |
Сумма на потребление (заработная плата за вычетом подоходного налога, и чистая прибыль) составит:
Общая сумма полученного дохода такого предприятия составит:
2123,4 + 726,6 = 2850 т.р.,
его распределение:
Распределение дохода: |
Сумма, тыс.руб. |
Доля (%) |
||
а) на потребление: |
2123,4 |
74,5 |
||
б)на уплату налогов, или налоговое бремя: |
726,6 |
25,5 |
||
Итого: |
2850,0 |
100 |
||
Именно в первый год экономических реформ прекратили свое существование половина наших промышленных предприятий. Не трудно представить, что произойдет с остатками нашей промышленности после вступления России в ВТО при непосильном налоговом бремени. Выводы: Автор Мелентьев В.И. |